eye

Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

2лого

Сегодня для вас хочется рассказать, как проходят занятия с учителем-логопедом в нашем детском саду.
В нашем дошкольном учреждении логопедические занятия проводятся индивидуально или в подгруппе.
Подгрупповые логопедические занятия проводятся с детьми, которые имеют разные отклонения в речевом развитии. В подгруппе обычно 2-4 ребенка одинакового возраста с одинаковыми речевыми проблемами. На таких занятиях ребят учат связно говорить, накапливать словарный запас.
Индивидуальные занятия проходят с детьми, у которых нарушено произношение отдельных звуков. При помощи игр и упражнений учитель-логопед исправляет различные дефекты. Причем, логопед также упражнения для пальцев, музыку, учит правильно распределять дыхание (что актуально для заикающихся детей).


Логопедическая работа у нас идет по следующим направлениям:
• артикуляционная гимнастика — проводится в игровой форме;
• развитие мелкой моторики рук — это необходимо, так как речевые зоны и зоны кистей рук взаимосвязаны;
• развитие фонематического восприятия — умение выделять определенные звуки из потока речи;
• развитие воздушной струи — помогает произносить некоторые звуки (например, «р»);
• развитие фонематического анализа и синтеза — умение определить ударные гласные звуки, разделить слово на слоги, определить количество слов в предложении по схемам;
• постановка определенных звуков, дифференциация с другими схожими звуками;
• развитие грамматической и лексической стороны речи, развитие памяти и внимания.
Так как главным видом деятельности детей дошкольного возраста являются игры, игровой формат подходит для логопедических упражнений как нельзя лучше.
Артикуляционная гимнастика
Такой вид гимнастических упражнений направлен на укрепление мускулатуры лица и рта. Он имеет большое влияние на правильное развитие звукопроизношения и включает достаточно большой список упражнений. Все они делятся на статические (ребенок должен на некоторое время зафиксировать нужное положение) и динамические (малышу следует двигать языком и губами).
Для лучшего выполнения гимнастики рекомендуется делать ее перед зеркалом, чтобы ребенок видел движения своих губ и языка. Так он быстро поймет, как правильно нужно их располагать, и упражнения будут эффективнее. Также можете дополнить артикуляционную гимнастику дыхательными упражнениями.
Предлагаем попробовать такие упражнения.
Выполняйте каждое движение по 30 секунд.
• Растяните губы в улыбке, оставив рот закрытым. Затем улыбнитесь, открыв зубы. Откройте рот, высуньте язык и сверните его в «трубочку». Положите расслабленный язык на нижнюю губу.
• Приоткройте рот, положите язык на нижнюю губу и начните проговаривать слог «пя». Затем, не отрывая язык от губ, медленно проведите его по нижней губе, а потом и по верхней, как будто вы «облизываете варенье».
• Сделайте языком «часики». Для этого улыбнитесь, немного открыв рот, затем дотроньтесь концом языка правого уголка рта. Двигайте языком к левому уголку и обратно под ритм «тик-так».
• Представьте, будто чистите языком зубы. Улыбнитесь и слегка откройте рот, после чего прижмите конец языка к внутренней поверхности нижних зубов. Проведите вправо-влево 7-10 раз, а затем повторите для верхних зубов.
• Имитируйте змейку. Откройте рот, высунув кончик языка и спрятав его назад несколько раз. Не притрагивайтесь к губам и зубам.
• Сделайте «гармошку». Откройте рот, но язык при этом прижмите к небу. Оттягивайте нижнюю челюсть вниз, стараясь не отрывать язык.
Пальчиковые игры
Такие упражнения дадут максимальный эффект, если выполнять их каждый день, пусть даже по 5 минут. Они хорошо сказываются на развитии мелкой моторики, а она, как доказано учеными, напрямую связана с развитием речи.
Именно поэтому стишки, во время исполнения которых выполняются движения пальчиками, стимулируют воображение, реакцию, мышление, эмоциональное развитие и внимание. В результате малыш запоминает текст, а его речь становится лучше.
Игры с пальчиками отлично подойдут для физкультминутки во время любого занятия. Они переключают ребенка на другую деятельность, но при этом не рассеивают внимание и не мешают обучению.
Они полезные и веселые, помогают согласовать движения обеих рук, учат повторять за взрослым, положительно сказываются на памяти и усидчивости.
Вот несколько интересных игр.
• «Птичка». Скрестите ладони, сцепив их большими пальцами, которые будут «головой» птички, а остальные пальцы станут «крыльями». На слова «Птичка полетела» начните двигать свободными пальцами, будто машете крыльями. Сказав «Села, посидела», прижмите ладони к груди, а затем снова помашите под слова «Дальше полетела».
• «Кошка». Положите ладони пальцами вниз на стол, сжав их в кулаки. Скажите «Кулачок – ладошка, я иду, как кошка» и в это время, стараясь не оторвать руки от стола, выпрямите пальцы.
• «Цветочки». Соберите пальцы каждой руки вместе подобно бутонам цветов. Проговаривайте строчки стихотворения «Солнце поднимается – бутончик распускается», разводя в это время пальцы в стороны. Далее скажите «Солнце садится – цветок спать ложится» и сделайте из пальцев опять «бутоны».
• «Печем торт». Проговаривая строчки стиха, имитируем сказанное. Сожмите и разожмите несколько раз пальцы, сказав «Тесто ручками помнем», затем вообразите, будто мнете тесто, и скажите «Вкусный тортик испечем». Выполняя круговые движения ладонями по столу, проговорите «Серединку смажем джемом», потом потрите одну ладонь о другую тоже круговыми движениями и скажите «А верхушку – сладким кремом». Притворитесь, будто посыпаете торт сверху и проговорите «И украсим мы немножко все кокосовою крошкой». Сказав далее «А потом заварим чай – друга в гости приглашай», пожмите одной рукой другую, как при знакомстве.
Развитие слуха
Ребенок не сможет нормально разговаривать, если у него не будет достаточно развитого речевого (его также называют фонематическим) слуха. Именно он отвечает за то, что малыш в норме различает отдельные звуки, понимает их и воспроизводит.
Если слух развит недостаточно, восприятие речи другого человека будет искажено, поэтому карапуз будет говорить нечетко и неправильно.
Чтобы улучшить фонематический слух, можно:
• выбрать несколько предметов, послушать, какие звуки они издают, а затем угадывать каждый предмет, спрятав его за спиной;
• угадывать с закрытыми глазами, в каком месте комнаты звенит колокольчик в руках у взрослого;
• подражать голосам животных и птиц (кар-кар, з-з-з, му-у-у, мяу, гав-гав), а также бытовому шуму (кап-кап, дзынь, чик-чик, тук-тук);
• петь песенки, под которые нужно совершать какие-то движения (таких песен очень много и на русском, и на английском языке).

1 лого 3лого

Потренируйтесь в составлении уменьшительных слов, к примеру, кошка – кошечка, стул – стульчик, мяч – мячик. Называя животных, изучайте и названия их детенышей: кошка – котята, собака – щенята, зайчиха – зайчата, медведица – медвежата. Также учитесь образовывать прилагательные из существительных, например, зима – зимний, солнце – солнечный, дерево – деревянный. Для таких упражнений стоит подобрать подходящие картинки, которые помогут ребенку быстро сообразить, что от него требуется.
Отлично стимулируют речь и скороговорки. Это небольшие стишки на 1-2 строчки, в которых повторяют определенное сочетание звуков. Их проговаривание способствует улучшению дикции, совершенствованию речевого слуха, развитию грамотной и четкой речи.
Такие скороговорки представлены в большом количестве в специальной детской литературе. Начинать их изучение надо с небольших стихотворений.
С 5 лет ребенку логопед демонстрируеткартинки и предлагает придумать по ним истории. Интересным вариантом является также прослушивание какой-то мелодии, после чего мы делимся впечатлениями, которые оставила музыка. Еженедельно необходимо учить с ребенком новые стихотворения, обсуждая их смысл.
В своей работе я активно использую разные чистоговорки, а в случае проблем с отдельными звуками уделите внимание играм на их распознавание.
К примеру, если ребенок плохо выговаривает «р», устраиваем соревнование, кто придумает больше слов на эту букву. Если у крохи трудности со звуками «ж» и «ш», повторяйте слова, в которых есть слоги жи, жо, жа, жу, же, ша, ши, шу, ше.
Учитель-логопед учит малыша не только правильно произносить звуки, но и воспитывает связную речь, обучает грамотно рассуждать, пересказывать текст, подводить итог. Все это очень важно для дальнейшего обучения в школе.

                                        4 лого 5 лого

Учитель-логопед МБДОУ д/с №18 Левшакова Оксана Валерьевна