Образовательная программа
Краткая презентация программы.
Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 18 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (познавательно-речевого), ІІ (вторая) категория разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544 «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"».
6. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08-249.
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
8. Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
9. Разъяснения Минобрнауки России о коррекционном и инклюзивном образовании детей 07.06.2013г ИР – 535/07.
10. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 года №1082.
11.Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации"
12.Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015г. № 2/15).
13. Методические рекомендации по работе с примерной основной образовательной программой дошкольного образования и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (2016).
14. Навигатор образовательных программ дошкольного образования.
15. Методические рекомендации для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО (2014).
16. Фомичева Т.П. Разработка ООП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО (методические рекомендации), 2015.
17. Юстус Т.И., Дударева А.И., Короткова Ю.А., Кривецкая Е.А., Матвеюк Н.М. Создание условий для становления инициативности дошкольников в детском саду (2015).
18.Уставом МБДОУ д/с № 18.
19.Договором между учреждением и родителями (или лицами их заменяющими) ребенка.
Образовательная программа МБДОУ д/с №18 разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО с учётом программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова. М.А. Васильева (http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.pdf ), а так же с вариативными программами:
Н. А. Рыжова «Наш дом-природа»;
Е. Е. Шулешко «Обновление и самообразование»;
Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой;
Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду»;
О.П. Радынова «Музыкальные шедевры»;
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием».
Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.
Основная образовательная Программа дошкольного образования МБДОУ д/с №18 (в дальнейшем образовательная программа МБДОУ д/с №18) разработанная и утвержденная педагогическим коллективом МБДОУ д/с №18.
ООП ДО формируется, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Она обеспечивает разностороннее развитие детей.
Программа ориентирована на детей от 1,5 до 8 лет.
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Цель:
- обеспечение развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- приобщение дошкольников к культурными и нравственным аспектам жизни Красноярского края, города Дивногорска.
Задачи:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социо-культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
10. Приобщение дошкольников к культурными и нравственным аспектам жизни страны, родного края, города.
Основные задачи образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие
1) Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2) Развитие общения и взаимодействия ребѐнка со взрослыми и сверстниками.
3) Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
4) Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
5) Формирование готовности к совместной деятельности.
6) Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.
7) Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. 8) Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
1) Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
2) Формирование познавательных действий, становление сознания.
3) Развитие воображения и творческой активности.
4) Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
5) Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие
1) Владение речью как средством общения.
2) Обогащение активного словаря.
3) Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
4) Развитие речевого творчества.
5) Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
6) Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
7) Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно - эстетическое развитие
1) Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
2) Становление эстетического отношения к окружающему миру.
3) Формирование элементарных представлений о видах искусства.
4) Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
5) Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
6) Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Физическое развитие
1) Развитие физических качеств.
2) Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.
3) Правильное выполнение основных движений.
4) Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
5) Овладение подвижными играми с правилами.
6) Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
7) Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования:
ü ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ü ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ü ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ü ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
ü у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ü ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ü ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
ü ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть).
Обязательная часть Программы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях. Содержание Программы охватывает следующие направления развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Выбор данного направления для части, формируемой участниками образовательного процесса, соответствует потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива.
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметно-пространственной среды, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.
В детский сад принимаются дети от 1,5 лет и могут посещать дошкольное образовательное учреждение до 8-ми лет включительно. Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом и видом дошкольного образовательного учреждения.
Количество групп в детском саду определяется Учредителем исходя из их предельной наполняемости.
Формирование контингента воспитанников проводит заведующий детским садом.
Наполняемость в группах определяется Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", соответствуют требованиям СанПина (2.4.1.3049 – 13)
Всего в ДОУ воспитывается 128 детей, функционирует 6 групп из них 3 группы комбинированной направленности, которые однородны по возрастному составу детей.
-Группа раннего возраста (1,5 - 2 года) – 1 (общеразвивающая)
- Первая младшая группа (2 - 3 года) – 1 (общеразвивающая)
- Вторая младшая группа (3 - 4 года) – 1 (общеразвивающая)
- Средняя группа(4 - 5 лет) – 1 (комбинированная)
- Старшая групп а (5 - 6 лет) – 1 (комбинированная)
- Подготовительная группа (6-7 лет) – 1 (комбинированная)
Кадровый потенциал
Детский сад полностью укомплектован кадрами. Коллектив педагогов ДОУ составляет 16 человек:
заведующий – 1
заместитель заведующего – 1
музыкальный руководитель – 1
инструктор по физической культуре – 1
педагог-психолог – 1
учитель – логопед - 1
воспитатели – 12
Характеристика кадрового состава |
|
|
1. По образованию |
высшее образование |
7 |
среднее педагогическое образование |
9 |
|
2. По стажу |
до 5 лет |
6 |
от 5 до 10 лет |
2 |
|
от 10 до 25 лет |
5 |
|
свыше 25 лет |
3 |
|
3.По результатам аттестации |
высшая квалификационная категория |
6 |
первая квалификационная категория |
4 |
|
нет квалификационной категории |
6 |
В учреждении работает 22% педагогов со стажем работы свыше 25 лет. Они прошли основные этапы становления детского сада, являются инициаторами инноваций в МБДОУ.
- Педагоги МБДОУ:
· имеют звание «Почетный работник общего образования РФ» - 2 педагога;
· награждены Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ– 1 педагог;
· имеет звание «Заслуженный педагог Красноярского края» - 1 педагог;
· награждены Благодарственным письмом МОН Красноярского края – 1 педагог;
· награждены Благодарственным письмом Законодательного собрания – 1 педагог;
· награждены почетной грамотой Дивногорского городского Совета депутатов – 2 педагога;
· награждены Почетной грамотой главы города Дивногорска – 5 педагогов.
Отличительной особенностью дошкольного учреждения является стабильность педагогических кадров и обсуживающего персонала.
Все педагоги своевременно проходят курсы повышения квалификации, повышают свой профессиональный уровень через посещение городских методических объединений, прохождение аттестации, самообразование, участвуют в конкурсах различных уровней, что способствует повышению профессионального мастерства, положительно влияет на развитие МБДОУ.
Социальными заказчиками деятельности МБДОУ являются в первую очередь родители (законные представители) воспитанников. Поэтому коллектив ДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.
Ведущая цель взаимодействия педагогического коллектива с семьей — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально - педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования дошкольников осуществляется посредством непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Сотрудничество с родителями строится на основе следующих принципов: осознание, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; учет пожеланий и предложений родителей (высоко ценить их участие в жизни группы); рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей; регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей; проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.
Основные направления и формы взаимодействия с семьей
Основные направления |
Формы взаимодействия с семьей |
Взаимопознание и взаимоинформирование. |
Беседы. Анкетирование Посещение семей. Дни открытых дверей. Собрания-встречи. Конференции. Консультации. Стендовая информация. Оформление газет, журналов (рукописных, электронных). Семейный календарь. Буклеты. Информация на интернет-сайте (детского сада, органов управления). Переписки (бумажные, электронные). |
Непрерывное образование воспитывающих взрослых. |
Конференции. Онлайн-конференции. Родительские собрания (общие, детсадовские, городские). Родительские и педагогические чтения. Лекции. Семинары. Мастер-классы. Тренинги. Проекты. Игры. |
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей. |
Акции Вечера музыки и поэзии Семейная гостиная. Фестивали. Семейный клуб. Вечер вопросов и ответов Студии. Праздники. Прогулки. Экскурсии. Проектная деятельность Семейный театр. Семейный календарь. |
Основная образовательная Программа дошкольного образования разработана педагогическим коллективом МБДОУ д/с № 18.