Профилактика речевых нарушений
Первичная профилактика
Первичная профилактика любой речевой патологии сводится к устранению, повозможности, тех причин, которые могут привести к её возникновению. А поскольку эти причины начинают действовать ещё задолго до рождения ребёнка , то данный вид профилактики начинается«издалека»и рассчитан на предупреждение не только дефектов звукопроизношения или иных речевыхрасстройств, но и любой другой патологии, связанной с внутриутробным повреждением плода. Кстати сказать, дефекты звукопроизношения в их изолированном виде теперь почти не встречаются. Чаще всего они представляют собой лишь один из симптомов имеющихся у ребёнка более сложных речевых расстройств. А это значит, что и профилактику нарушений звукопроизношения нужно рассматривать более широко, то есть ориентируясь на предупреждение любой речевой патологии.
Профилактика до рождения ребёнка
Первичная профилактика, рассчитанная на «недопущении» действия неблагоприятных для развития ребёнка факторов, включает в себя следующее:
1. Забота о состоянии здоровья будущих родителей (мы не касаемся здесь вопросов возможной наследственной предрасположенности, а говорим лишь о тех неблагоприятных факторах, воздействия которых ещё можно избежать). Очень важно исключить физическое и нервно-психическое истощение будущих родителей в период до наступления беременности, так как оно неблагоприятно сказывается уже на внутриутробном развитии ребёнка. К такому истощению могут приводить профессиональные вредности (работа с радиоактивными веществами, химикатами, лакокрасочными веществами, работа в ночную смену, в условиях вибрационных нагрузок, повышенного шума, постоянного нервного напряжения и т.п.).
Крайне истощают нервную систему также курение, употребление алкоголя, наркотиков и пр. Все эти три фактора должны быть исключены из жизни будущих родителей не менее чем за год до наступления беременности, не говоря уже о самом её периоде. Указанные вредные привычки, в частности курение ,которые многие считают «безобидными», к сожалению, сейчас очень широко распространены среди молодых людей и самым пагубным образом отражаются на их потомстве. Это уже давно доказано как многочисленными научными исследованиями, так и огромным количеством примеров рождения физически и психически неполноценных детей, имеющих обычно и тяжёлую речевую патологию.
2. Забота о благополучном протекании беременности, в процессе которой формируются все системы организма будущего ребёнка, в том числе и его речевые органы. Ведь именно в период внутриутробного развития часто повреждается головной мозг ребёнка — центральный отдел речевого аппарата. Родители потом не могут понять, почему их ребёнок не начинает своевременно говорить или «говорит плохо», но, как правило, не связывают это с неблагополучно протекавшей беременностью, тогда как причина речевой и иной патологии чаще всего кроется именно там.
С неблагоприятными условиями протекания раннего периода беременности (первые три месяца) нередко бывают связаны и врождённые пороки развития периферического отдела речевого аппарата ребёнка, такие, как врождённая расщелина губы, мягкого и твёрдого нёба, аномалии прикуса, короткая уздечка языка и аномалии самого языка и т.п.
Кроме того, важно понимать, что неблагополучным протеканием беременности примерно в 80-90% случаев предопределяется и осложнённое течение родов. Ведь повреждённый или ослабленный плод не может активно участвовать в родовом акте. Он не продвигается по родовым путям, как бы помогая этим матери, иименно поэтому возникает необходимость в применении весьма небезобидных средств родовспоможения. Например, детский церебральный паралич, обычно сопровождающийся параличами или парезами артикуляторных мышц, приводящим и к тяжёлым нарушениям звукопроизношения, в большинстве случаев формируется внутриутробно. Возникающие же в дальнейшем родовые травмы лишь усугубляют уже имевшееся внутриутробное повреждение головного мозга ребёнка.
Учитывая всё сказанное, для профилактики речевых расстройств особенно важно заботиться о благополучном протекании беременности, равно как и периода, предшествующего её наступлении (забота о здоровье будущихродителей). Этим будет обеспечено полноценное внутриутробное развитие плода, а значит и предупреждены возможные, а точнее — неизбежные, осложнения при родах.
Если удастся устранить причины, нарушающие нормальное внутриутробное развитие плода, и тем самым во многом обеспечить и нормальное течение родов, то этим будет решена самая основная задача ранней первичной профилактики речевых и иных расстройств, в том числе и нарушений звукопроизношения. Вслучае неполной удачи ранней профилактики нужно безотлагательно провести рекомендуемое врачами лечение — в настоящее время имеется много лекарственных препаратов, ускоряющих созревание мозговых структур и сглаживающих впоследствии их повреждения.
Вторичная профилактика
Вторичная профилактика нарушений речи проводится в тех случаях, когда первичная профилактика не удалась и нарушение речи у ребёнка всё же возникло. Суть её состоит в том, чтобы не допустить дальнейшего развития речевой патологии, то есть чтобы на почве уже имеющегося нарушения речи не возникли новые.
В применении к нарушениям звукопроизношения вторичная профилактика заключается в предупреждении отражения дефектов устной речи на письме, то есть в предупреждении появления дисграфии. Особую опасность в этом отношении представляют собой полные замены одних звуков речи другими.
Например, ребёнок говорит «лакета» вместо «ракета» и на письме допускает соответствующую замену букв, то есть у него возникает тот вид дисграфии, который иногда называют «косноязычием в письме». В этом конкретном случае содержание вторичной профилактики сводится, во-первых, к воспитанию у ребёнка слуховой дифференциации данных звуков и, во-вторых, к воспитанию правильной артикуляции заменяемого в речи звука. Здесь обязательно тщательное проведение третьего этапа коррекции звукопроизношения — этапа дифференциации смешиваемых звуков.
Кроме того, после устранения звуковых замен в устной речи в этом случае необходима ещё и работа по фонематическому анализу слов, включающих в свой состав смешиваемые ребёнком звуки. В дошкольном возрасте используются только самые элементарные формы этого анализа.
Если вся эта работа будет выполнена до начала обучения ребёнка грамоте, то она и явится той вторичной профилактикой, которая за счёт преодоления уже возникшего у него речевого расстройства позволит не допустить появления нового (в данном случае — дисграфии). Иными словами, «патологическая цепочка» будет прервана! Нельзя не сказать о том, что эту «цепочку» можно было бы прервать значительно раньше. Так, если бы в 3-4-летнем возрасте (лучше в 3-летнем!) у ребёнка была проверена слуховая дифференциация звуков, а значит и установлен факт их неразличения на слух, то развитие этой дифференциации предотвратило бы задержку звуковых замен в устной речи. А это значит, что становление у ребёнка звукопроизношения сразу пошло бы по нормальному пути и никакой «постановки» звука вообще не потребовалось бы, не говоря уже о ненужности мер по предупреждению дисграфии.
А что мы чаще всего имеем в нашей реальной жизни? К сожалению, обстоятельства нередко складываются таким образом.
Во-первых, ни в раннем, ни даже в среднем дошкольном возрасте не проводится проверки слуховой дифференциации детьми звуков речи, а значит и не предпринимается необходимых коррекционно-профилактических мер в случаях её нарушения. По той причине «детское возрастное косноязычие», выражающееся в полных звуковых заменах, переходит в «задержанное», то есть уже в разряд патологии, требующей специальной логопедической помощи.
Во-вторых, даже при явной задержке звуковых замен в речи ребёнка, продолжая
«надеяться на лучшее», родители часто не проявляют никакой активности в отношении их преодоления. В результате ребёнок приходит в школу с так и не устранёнными звуковыми заменами и с неразличением соответствующих звуковна слух. (Таких детей в первые классы наших общеобразовательных школ сегодня поступает 16,7%).
В-третьих, все эти дети неизбежно встречаются с большими трудностями при овладении грамотой. Им трудно понять, почему в одном слове надо писать, к примеру, букву«С»,тогда как в другом —«Ш»,поскольку в устной речи оба эти звука они произносят одинаково. Записывая слово «шапка»,они проговаривают его как «сапка», перенося тем самым дефект устной речи на письмо («косноязычие в письме»).
В-четвёртых, всё по той же причине в дальнейшем у учащихся возникают трудности при применении многих грамматических правил. Например, для того чтобы узнать, «Ш» или «Ж» нужно писать в конце слова «нож»,ребёнок должен изменить слово так, чтобы после сомнительной согласной оказалась гласная.
Допустим, он смог изменить это слово и получил «ножи», но ведь для него-то слова «ножи» и «ноши» звучат и произносятся одинаково, а значит попытка применения правила не решает проблемы...
Те же самые трудности у таких учеников возникают и при усвоении правил обозначения мягкости согласных на письме—они не слышат разницы в звучании, скажем, слов «мел» и «мель», «лук» и «люк», «нос» и «нёс», а значит не могут понять, где нужно писать мягкий знак или употреблять гласные Я, Ё, Ю, И вместо А,О,У,Ы.
Ввиду всего сказанного необходимо своевременно проверять состояние слуховой дифференциации звуков у своих детей и в случае необходимости развивать её ввозможно более раннем возрасте. Не пренебрегайте вторичной профилактикой речевых расстройств.