eye

Обратная связь

Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Этапы занимательных дидактических игр

Сердюкова Т.А.

воспитатель МБДОУ д/с №18

 

Использование занимательных (дидактических) игр для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

В практической деятельности для развития речевой деятельности детей дошкольного возраста необходимо использовать различные игровые приемы.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

Дидактическая игра имеет определенную структуру независимо от вида, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Структуру дидактической игры образуют:

1) основные компоненты – дидактические и игровые задачи, игровые действия;

2) дополнительные компоненты – сюжет, роль.

Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры

 1) предметные игры – это игры с народной игрушкой (деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др.) Дидактической игрой, мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. Д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

2) настольно-печатные – направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

- парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.

-  Лото. Они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда», «одежда», «растения» и т.д. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.

- домино. Принцип парности реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и т.д.

- разрезанные картинки и складные кубики. Игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.

- игры типа «лабиринт» развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

3) словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «краски», «черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

 Важное значение имеет содержание дидактических игр. В дошкольных учреждениях имеются большие возможности в разработке, создании новых, варьировании старых игр. Структура дидактических игр, включающая в себя, кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет усложнять их по мере развития у детей психических процессов: воли, памяти, произвольного внимания и др.

 Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым логопед в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом. 

 Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

 Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладением правильным звукопроизношением.

Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитие ребенка.

 Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение.

Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Наиболее характерны для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребёнком речевых конструкций разного типа. Ребёнок активно осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Параллельно с развитием речи происходит совершенствование грамматического строя, освоение смысловой стороны слова.

Таким образом, роль дидактических игр в речевом развитии дошкольников имеет огромное значение. С их помощью они получают необходимые знания. Играя в дидактические игры, я способствую раскрытию интеллектуального и творческого потенциала и активности. Создаю доброжелательную обстановку на занятии, учу детей общаться друг с другом, ищу новые пути усвоения знаний, помогаю реализовать личностные способности каждого ребёнка.

   Цель данной работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей с помощью дидактической игры.

 Использование дидактических игр способствует решению следующих задач: 

$1·                     Побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий.

$1·                     Способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью.

$1·                     Совершенствовать разговорную речь.

$1·                     Обогащать словарь.

$1·                     Формировать грамматический строй языка.

   Для решения этих задач были подобраны ряд дидактических игр, которые проводились в три этапа.

Первый этапможно охарактеризовать, как подготовительный.

 Цель работы данного этапа заключалась в формировании и развитии фонематического восприятия, а также в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи.

Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных игр: на прогулке, перед завтраком, вечерних часах, а также на занятиях, построенных в игровой форме.

Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, т.к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.

Второй этапможно охарактеризовать как развивающий.

Цель 2-го этапа: повысить речевую активность и произвольность внимания, т.е. развивать навыки звукового анализа, сократить количество лексико-грамматических ошибок.

Третий этап работы состоял непосредственно из проведения дидактических игр, которые помогли закрепить полученные знания и навыки детей.

 Актуальность: игра развивает речь, а речь организует игру. Главное             назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.

Новизна: рекомендуемое планирование дидактических игр позволяет обеспечивать повышение качества работы в соответствии с задачами образовательной программы.

Адресат проведение дидактических игр рассчитано на два года обучения 5-7 лет (старшая и подготовительная к школе группа). 

 

 

Этапы проведения дидактических игр   

Этапы работы

Дидактические игры для речевого развития детей

Фонетическая сторона речи

Лексическая сторона речи

Грамматический строй речи

Связная речь

  1

 

 

 

П

о

д

г

о

т

о

в

и

т 

е

л

ь

н

ы

й

 

«Японская печатная машинка»

«Испорченный телефон»

«Светофор»

«Переезжаем на новую квартиру»

«Вершки-корешки»

«Фрукты-овощи»

«Новоселье»

Лото «В мире растений»

«Летает, а не птица»

«Размытое письмо»

«Живые слова»

«Дополни предложение»

«Придумай предложение»

«Кто больше заметит небылиц»

«Где начало рассказа»

«Исправь ошибку»

«Какая картинка не нужна?»

  2

Р

а 

з 

в

и

в

а

ю

щ

и

й

«Повтори»

«Похоже-непоже»

«Поймай звук»

Лото «Назови картинку и найди гласный звук»

«Кто найдет 20 предметов названия которых содержит звук С»

«Назови картинку и найди первый звук»

«Замкни цепочку»

«Найди фишке место»

«Пройди вокруг и не заблудись»

Лото «Паронимы»

«Каждому звуку -свою комнату»

«Кого позовут в гости»

«Разгадай ребус»

«Собери шесть»

«Кто как голос подает»

«Эстафета»

«Наоборот»

«Кто больше знает»

«Скажи по- другому»

«Подбери слово»

«Первоклассник»

«Кузовок»

«Найди лишнюю картинку»

«Назови три предмета»

«Напишем кукле письмо»

«Доскажи словечко»

«Кого я вижу, что я вижу»

«Прятки»

«Объясните, почему…»

«Один и много»

«Добавь слова»

«Распутай слова»

«Найди ошибку»

«Правильно или нет?»

«Отгадай-ка»

«Нарисуй сказку»

«Фотограф»

«Чего на свете не бывает»

«Как ты узнал?»

«А я бы…»

3

З

а

к

р

е

п

л

я

ю

щ

и

й

«Составь слово»

«Разгадай ребус»

«Из слогов – предложение»

«Четвертый лишний»

«Верно ли это?»

«Найди лишнее слово»

«Подними цифру»

«Зачем нам эти вещи»

«Составь фразу»

«Составь два рассказа»

«Поиск пропавших деталей»