Авторский материал Гаргаполовой Галины Федоровны
Программный материал по обучению детей началам грамоты адаптирован, систематизирован и апробирован. «Обновление и самообразование» Е.Е. Шулешко. Материал выставляется в сокращенном виде. Цикл НОД по обучению детей началам грамоты.
I занятие
- Общий разговор. Стоя у доски. Воспитатель рисует несколько видов узоров, обращает внимание на то, что получилось. Что это? Как это называется? Что такое узор? Где применяется? Выбрать понравившийся.
- Деловой разговор. Сидя за столами. Дети выбирают узор, договариваются, кто будет стирать, в каком порядке. Установка: надо стирать и громко проговаривать. Один ребенок у доски мокрым карандашом стирает узор, а другие под его диктовку рисуют у себя на мольбертах или листах бумаги. (У меня исчезает узор, а у вас появляется). 3 – 4 узора. Воспитатель наблюдает за темпом выполнения, у кого что получилось.
- Дидакт. Игра «Займи все пространство» (Дети должны занять все пространство группы равномерно. Ориентировка в пространстве.)
- Общий анализ занятия. Что было самым интересным? Что трудным? Что запомнилось?
II занятие
- Общий разговор. Стоя у аквариума. Работа с аквариумом. (Разговор об его содержании: что они видят, где растения. Для чего они, какие они. Где вы видели еще такие и т. д.)
- Дидактич. Игра «Найди глазами» (Деление группы на две, наблюдающие и играющие, кто первый, кто второй. А в конце – деление на пары…)
- Сидя за столами. Рисование узора на доске (в паре), один рисует – другой стирает все под приговорку. Работают 2-3 пары. (Договариваются кто что будет делать. Другие – наблюдают, оценивают, обговаривают).
- Игра «Займи все пространство». Ориентировка в пространстве.
- Анализ занятия.
III занятие
- Общий разговор. Стоя на ковре. Предложить понюхать что-нибудь. Разговор о том, какие бывают запахи (приятные, неприятные и т. д.) они делятся на две группы – приятные – это…., и неприятные – это….. Дидактическая игра «Угадай по запаху».
- Сидя за столами. Деловой разговор о буквах на аквариуме. Поиск глазами названных букв. Опрос: кто нашел, кто не нашел..
- Игра «Встань по пальцам»
- Графический диктант. Общий темп. Ориентировка на листе бумаги ( в верхнем правом углу солнце и т. д.)
- Анализ занятия.
IV занятие
- Общий разговор стоя на ковре.
- Как узнать сколько в группе мальчиков, сколько девочек? Кого больше? Обговариваем все варианты, пробуем, все не спеша. (можно посчитать, встать по парами и т. д)
- Игра «Стрельба по мишеням». Стоя у доски. Знакомство (разговор о том, кто был в тире, видел, как летит пуля – быстрое движение и горизонтальная линия). Условие: кто стреляет из далека – умелый стрелок, кто близко – начинающий. (У доски два ребенка стреляют, сравнивают, обговаривают) Дети повторяют ситуацию на листах бумаги за столами . Обратить внимание на движение руки (оно должно быть свободным и широким, на работу в едином темпе и т. д.)
- Дидактическая игра «Найди соседа» (математика).
- Анализ занятия.
V занятие
- Игра «Найди глазами» деление на пары.
- «Стрельба по мишеням» (работа в парах на листах бумаги. Обговариваем удачи и неудачи). У доски работают смельчаки и умелые.
- Игра «Руки – ноги».
- Работа с аквариумом. – Я назову буквы, а вы назовите их адрес (в левом углу, в правом углу, над цифрами, под цифрами)
- Анализ занятия.
VI занятие
- Общий разговор о цветах. Стоя на ковре. Расширение знаний об окружающем. Разговор ведется о том, где цветут? Где растут (в саду, в поле, в лесу). Имеют ли запах? Какая окраска? Как делятся по месту произрастания? (полевые, садовые, лесные, луговые). Лесные – венерин башмачок, жарки, первоцвет, подснежник, ландыш, прострел.. Полевые – ромашка, василек, полевые гвоздики, одуванчик.. Садовые – космея, георгины, астры, календула..
- Дидактическая игра «Найди свое место» (В разных местах группы расположены карточки леса, поля и сада, дети с карточками цветов должны найти свое место. Закрепление классификации цветов)
- Работа с аквариумом. Кто заметил что-то общее в буквах и цифрах? (Цвет). Как расположены? Какого цвета буквы над цифрами? Какого цвета буквы под цифрами? (Рассматриваем, обсуждаем). Над цифрами – гласные, под – согласные.
- Внести медиаторы. Обсуждение: на что похожи, как назовем, для чего нужны, где применяются). Дать листы бумаги и предложить один обрисовать, потом сделать дорисовку… (по замыслу). Рассматривание у кого что получилось. (дети ходят вокруг столов, рассматривают у кого что получилось, дают объективную оценку).
VII занятие
- Игра «Рассчитайся на первый, второй». Стоя на ковре. Обратить внимание на то, как рассчитываются дети. Передавать номер надо ласково, поворачивать голову к соседу, глядя в глаза. Образуются две колонны, одна – первые номера, а вторая – вторые.
- Дидактическая игра «Эхо». Загадать загадку про эхо, обсудить ее. Затем, одна команда говорит громко слово, а вторая тихо его повторяет. Потом меняются роли. Обсуждение – получилась ли игра?
- Работа у доски парами. Рисование и стирание узора: один справа рисует, а другой – слева стирает под приговорку. Обсуждение, что получилось.
- Работа на листе бумаги. Сидя за столами в парах. Один говорит, другой рисует. Потом меняются. Дети смотрят друг у друга, что получилось, обсуждают, дают советы.
- Анализ занятия.
VIII занятие
- Игра «Волшебная палочка». Стоя на ковре. Называем рыб. Общий разговор о том, как надо передавать палочку. Правила: отдаешь палочку только тогда, когда назвал слово, когда отдаешь – гляди в глаза тому, кому отдаешь, если не знаешь слово, садись.
- Разговор о рыбной ловле. (Кто был на рыбалке? Где? Для чего это надо? Для чего нужна удочка? Почему леска падает вниз, вертикально? И т. д.)
- Игра «Рыбная ловля» Знакомство. Воспитатель рисует ситуацию на доске и объясняет правила игры. Дети в парах у доски играют. Обсуждение – что получилось.
- Анализ занятия.
IX занятие
- Д/игра «Счет с двух сторон». Стоя на ковре. Передавать номер надо глядя друг другу в глаза, говорить четко и ласково.
- Работа с аквариумом.
- а. найдите буквы одного цвета, но разной формы.
- б. Кто найдет парную букву к букве з, ж, Д, Г, Б ? какого они цвета?
- в. Как расположены найденные буквы?(Эти буквы расположены врассыпную, они рассыпаны).
- Игра «Руки – ноги».
- Внести пластилин и палочки. Сложи знакомые буквы (две,три).
- Анализ занятия.
X занятие
- Игра на выбор детей: «Эхо», «Встань по пальцам», «Счет с двух сторон» и т. д.
- Работа с аквариумом. Сколько групп букв под цифрами? Сколько групп букв над цифрами? Сколько букв в группе над цифрами? (сосчитай с приятелем). Счет названных букв в каждой группе, для этого выбираются пары, один называет, а другой считает. Наблюдающие определяют, кто назвал больше, кто меньше. Кто запомнил 10 букв над цифрами – поднимают руки. Хором проговаривают их.
- Выдаются листы бумаги и медиаторы. «Сочини рисунок». Пройти посмотреть, что у кого получилось, расставить плюсы там, где особо понравилось. (Объективное оценивание).
- Анализ занятия.