eye

Обратная связь

Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

психолог 1  психолог 3 психолог 2 

Каждому ребёнку свойственно время от времени капризничать. Иногда это происходит по вполне понятным причинам: устал, перенервничал, кто-то обидел, столкнулся с несправедливостью. Но бывают целые периоды, когда неуправляемое и невыносимое поведение не ограничивается одной ситуацией, а продолжается несколько месяцев. Непослушание, истерики, протесты, грубая речь, отказ идти на контакт — список проблем может быть бесконечным.
В этот сложный период найти какое-то логическое объяснение происходящему трудно. Те, кто знаком с психологией, знают, что во всём виноваты возрастные кризисы.


Кризисы детского возраста — это переходные этапы от одного стабильного (литического) жизненного периода к другому, характеризующиеся целостным изменением личности ребёнка, обусловленным возникновением психологических новообразований.
Все дети растут скачками, во время которых, согласно исследованиям, головной мозг начинает активно испускать импульсные волны. Их природу и значение учёным ещё предстоит выяснить, но в эти моменты с психическим и физическим развитием происходят существенные изменения.
Физические изменения
Ещё вчера он ползал, а сегодня уже неумело, но ходит. Ещё вчера не мог обойтись без посторонней помощи, а сегодня сам завязывает шнурки и пытается приготовить себе завтрак. Ещё вчера дочка была угловатым, неуклюжим подростком, а сегодня превратилась в красивую, оформившуюся девушку.
Психические изменения
Каждый возрастной кризисный период сопровождается новообразованиями. В 1 год — это автономная речь, мотивирующие представления, представление о себе. В 3 года — первичная самостоятельность, выстраивание более сложных отношений, новый уровень самосознания, волевая регуляция деятельности. В 7 лет — произвольность и опосредованность поступков, осознание собственных переживаний, новые социальные роли. В 13 лет — гипертрофированное чувство взрослости. В 17 лет — профессиональное и личностное самоопределение.
Почему данные скачки называются именно кризисами? Потому что они представляют собой тяжёлое переходное состояние на новый уровень — и физически, и психически. Этот процесс даётся нелегко не только родителям, но прежде всего — самому ребёнку. Он пугается тех кардинальных изменений, которые происходят с его телом и мировоззрением. И в ответ на них начинает протестовать, пытаясь убежать и спрятаться от такого развития событий. Отсюда — неуправляемое поведение.
Все возрастные детские кризисы имеют специфические черты.
1 год:
• с обучением ходьбе расширяется доступное пространство;
• появляется автономная речь (выражают эмоции звуками);
• поведение определяется впечатлениями, а не зависимостью от предметов;
• происходит первое осознание себя (узнают себя в зеркале).
3 года:
• изменяются отношения со взрослыми;
• происходит отделение себя от других;
• осознаются возможности;
• зарождается потребность в уважении и признании.
7 лет:
• приходится осваивать новые правила школьной жизни;
• ускоренными темпами происходит развитие операционально-технической сферы;
• усваивается социокультурный опыт;
• приобретает значимость учебная деятельность;
• развивается саморегуляция.
Нужно иметь в виду, что даже у психологов периодизация достаточно условна. Нельзя воспринимать указанный возраст слишком буквально: кризис 3 лет вовсе не означает, что он начнётся в день рождения и будет продолжаться ровно 12 месяцев. Этот критерий достаточно индивидуален. У кого-то скачок происходит раньше, у кого-то — позже. И длиться они могут тоже по-разному: у некоторых всё заканчивается спустя 3 месяца, а другим приходится терпеть по полгода и дольше.
Основные симптомы
Возрастные кризисы развития характеризуются определёнными симптомами.
1 год:
• громкий плач без слёз;
• резкие движения: машут руками, топают ногами, мотают головой, замахиваются для удара;
• чрезмерно живая мимика: хмурят брови, плотно сжимают губы, сужают глаза;
• требовательные интонации;
• опасное любопытство, когда тянет ко всему запретному;
• непоседливость;
• протесты против действий взрослых (срывают одежду) и привычного режима (отказываются есть);
• назойливость.
3 года:
• негативизм;
• строптивость;
• упрямство;
• бунт;
• деспотизм;
• обесценивание;
• своеволие.
Дополнительно к вышеперечисленному «семизвездию»:
• отдаление от родителей;
• патологическая, ничем не объяснимая жадность;
• вредность;
• ревность;
• необоснованная агрессия: могут кусаться, царапаться, драться.
7 лет:
• не слушаются;
• хотят быть взрослыми: подражают кому-то из старших, отказываются играть с теми, кто младше;
• не воспринимают критику;
• осознанно обижают окружающих.
Преодоление кризисов
Чтобы облегчить переживания родителей, психологи подробно прописывают особенности взаимодействия с ребенком в период кризисов по годам:
1 год:
• всесторонне развивать;
• обеспечить бытовую безопасность;
• обучать самостоятельности;
• отрабатывать категоричные запреты с помощью слов «надо» и «нельзя».
Настоятельно не рекомендуется в этом возрасте отучать от груди, выходить маме на работу и отдавать малыша в детский сад, пока кризисный период не закончится.
3 года:
• уметь переключать внимание ребёнка;
• ругать только за какое-то конкретное действие, сделанное здесь и сейчас;
• не оперировать сложными категориями вроде совести, чести, долга;
• избегать «ярлыков»;
• не навязывать помощь.
7 лет:
• заменять игровую деятельность учебной постепенно;
• предоставлять право выбора;
• корректно указывать на совершённые ошибки;
• помогать с домашними заданиями;
• постоянно быть на связи с учителем;
• не критиковать взрослых в их присутствии;
• поощрять общение со сверстниками;
• не сравнивать с остальными;
• помогать в решении школьных проблем.
Несмотря на отдельные особенности воспитания детей в периоды возрастных кризисов, есть и ряд общих моментов:
1. Уделяйте им больше внимания, проводите с ними много времени.
2. Чаще меняйте обстановку: ездите в путешествия, ходите в походы, участвуйте в мероприятиях, гуляйте по разным местам.
3. Не наказывайте физически.
4. Не повышайте голос, не устраивайте открытых конфликтов, не вступайте в перепалки.
5. Каждый раз расширяйте круг их прав, давайте больше самостоятельности, но постепенно.
6. Не идите на поводу.
7. Обеспечьте чёткий режим дня с обязательными физическими нагрузками.
8. Обсуждайте проблемные ситуации, делайте выводы.
9. Объясните всем остальным членам семьи, что система воспитания должна быть единой.
10. Демонстрируйте собственным примером правильное поведение.
Родителям рекомендую учитывать все эти моменты, чтобы не накалять ситуацию и помочь ребёнку пережить все кризисы взросления с минимальными потерями.

Педагог – психолог Точилкина М.П.